«Духовник не может и не должен брать под полный контроль духовную жизнь своего духовного чада», — подчеркнул митрополит Иларион, отвечая на вопрос телезрительницы передачи «Церковь и мир» 11 мая.
Еще в 1998 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял специальное постановление о духовниках и духовнической практике. В нем, в частности, говорилось о том, что духовник не может навязывать свою точку зрения тому, кто является его духовным сыном или духовной дочерью, напомнил архипастырь. Например, он не может указывать, кому с кем сочетаться браком.
«Духовник — не тот, кто призван командовать, а тот, кто призван давать советы, помогать в трудных ситуациях, выслушивать исповедь и приходить на помощь, когда эта помощь требуется», — констатировал митрополит Иларион. Он также отметил, что христианин сам избирает того или иного священнослужителя в качестве своего духовного отца.
«[Духовник] не должен пытаться брать под полный контроль жизнь своего духовного чада. Иначе это уже не Церковь, а секта. К сожалению, бывают такие духовники, которые создают вокруг себя некое подобие секты. Но с такими “духовниками” Церковь борется, некоторые из них бывают запрещены в священнослужении или даже лишены сана», — подчеркнул архиерей.
«Духовный отец — это священнослужитель, к которому вы испытываете доверие, к которому можно прийти так, как вы приходите к врачу, если у вас что-то заболело, — привел пример митрополит Волоколамский Иларион. — Вы приходите для того, чтобы врач вам посоветовал что-то, поставил, прежде всего, диагноз, прописал лекарство, а потом следил, как действует это лекарство. Но он не может ни командовать вами, ни брать вашу жизнь под свой полный контроль».
—
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61