Митрополит Иларион: Нет канонов, согласно которым при получении государственной независимости Церковь в стране автоматически должна становиться автокефальной

Москва, 2 марта. На вопрос, закреплена ли в священных канонах связь между религией и политикой, ответил митрополит Волоколамский Иларион в программе «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24».

 Как сообщали СМИ, 18 февраля на заседании Синода Кипрской Православной Церкви был принят документ, в котором говорится: «Каждый народ имеет право с обретением национальной независимости искать для себя и церковную автокефалию. Это закреплено в священных канонах. Церковный строй должен меняться в соответствии с политическим».

 Комментируя это утверждение, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, упомянул о том, что «священные каноны создавались в византийскую эпоху, и, действительно, некая связь между церковной жизнью и политикой в канонах присутствует». В качестве примера он привел 28-е правило Халкидонского Собора, принявшего решение о том, что епископ Константинополя — Нового Рима должен пользоваться равными преимуществами с епископом ветхого Рима, поскольку Константинополь был столицей империи, там заседали сенат и синклит. «То есть это возвышение Константинопольского Патриарха было прямо увязано с созданием новой столицы на берегах Босфора», — отметил иерарх.

 Однако «канонов, которые бы говорили, что при получении государственной независимости автоматически должна становиться независимой Церковь, не существует», подчеркнул владыка Иларион. «Если бы они существовали, то у нас сейчас было бы не пятнадцать Поместных Православных Церквей, а, по крайней мере, сто пятьдесят, — сказал он. — Действительно, в истории имели место случаи, когда обретение политической независимости связывалось с обретением автокефалии. Как правило, это происходило, когда та или иная страна освобождалась из-под османского ига. Константинопольский Патриархат руководил всеми епархиями и приходами на территории Османской империи, но, когда Греция освободилась от османского ига, или Сербия, или Болгария, там возникали автокефальные Церкви. Константинополь никогда их сразу не признавал. Но со временем признал».

 «Самое важное для нас — то, что Кипрская Церковь не признала создание Константинополем так называемой «Православной церкви Украины». Кипрская Церковь очень ясно сказала о том, что те лица, которые получили рукоположение в расколе, не могут считаться архиереями, что их хиротонии вызывают большие сомнения. Таким образом, Кипрская Церковь в резолютивной части решения своего Священного Синода не поддержала действия Константинополя», — подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
+7 (495) 781-97-61

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *